Что такое аштанга йога виньяса и ее ступени

Аштанга виньяса – это одно из известных направлений йоги, которое практикуется в Индии, в странах Запада и в России. Это, по сути, вид хатха йоги, но более строгий, динамичный и требующий высокой физической подготовки. Тем, кто хочет углубиться в эту практику, необходимо сначала изучить все важные аспекты учения.

История формирования течения

Аштанга йога виньяса (на английском — ashtanga yoga vinyasa) впервые упоминается в Риг-Веде, датируемой 8000 годом до н.э., а также в Яджур-Веде. В этих текстах объясняется, как правильно осуществлять движения и дыхание во время практики, а также подробно описываются как физические, так и духовные эффекты от выполнения упражнений. «Аруна Мантра» из Яджур-Веды и «Маха Саура Мантра» из Риг-Веды устанавливают порядок виньяса для Сурья Намаскар А и Б, и этот последовательный порядок сохраняется до сих пор.

В далекой древности аштанга йога виньяса была не только культурной традицией и религиозным направлением, но сегодня она также представляет собой способ достижения физического и психического благополучия.

Основателем современной аштанга йоги является Паттабхи Джойс (1915-2009). Он преобразовал данное направление йоги из старинного учения и лечебной гимнастики в полноценную науку, которая изучается в индийском институте в Майсуре. Наследие Паттабхи стало семейным делом, его последователем оказался внук — Шарат Рангасвами. Аштанга йога имеет много общего с хатха-йогой и схвастха-йогой, однако все же отличается от них.

Суть направления

Одной из ключевых мыслей аштанга йоги является стремление ученика к полному раскрытию своих физических качеств и силы воли. Новичок должен не адаптировать упражнения под свои недостатки и ограничения, а пытаться преодолеть преграды, открывая новые горизонты. В этом ему окажут помощь 8 ступеней аштанга йоги:

  • яма (взаимоотношения с внешним миром);
  • нияма (внутренняя дисциплина);
  • асана (позы);
  • пранаяма (контроль дыхания);
  • пратьяхара (контроль чувств);
  • дхарана (концентрация);
  • дхьяна (медитация);
  • самадхи (самоосознание).

В данной области йоги используются специальные термины, которые обязаны знать все практикующие: виньясы, бандхи, дришти и тристхана. Виньясы представляют собой уникальные переходы между асанами. Чтобы поддерживать состояние глубокой концентрации, необходимо выполнять определённые движения и использовать технику дыхания. Каждая асана требует минимального количества виньяс, которое колеблется от 5 до 8. Это правило следует строго соблюдать. Виньясы приносят значительную пользу: они улучшают кровообращение, способствуют очищению организма и улучшают питание тканей и суставов.

Благодаря таким трансформациям асаны йоги становятся удобными, эффективными и безболезненными.

Бандхи – это мышечные и энергетические замки, которые помогают удерживать энергию. Для этого человек должен определённым образом сокращать глубокие мышцы и сохранять их тонус. Главный замок — мула-бандха — вовлекает в действие мышцы тазового дна. Другой важный замок — уддияна-бандха – является легким, но постоянным напряжением низа живота, которое происходит без задержки дыхания. Их отличие состоит в том, что они призваны формировать внутренний огонь и запечатывать энергию в теле практикующего.

Дришти используется для фокусировки внимания на носе, большом пальце, ладони, направлении взгляда и на других объектах. Каждая дришти, всего насчитывающая 9, связана с определенной виньясой. Тристхана представляет собой уникальное состояние, включающее тройное очищение: тела, нервной системы и ума. Для достижения тристханы необходимо постоянно контролировать позу, дыхание и взгляд.

Ступени аштанга йоги

Все 8 этапов аштанга йоги представляют собой своеобразное руководство к полноценной и радостной жизни. Это учение включает нравственные и этические нормы, мудрые советы о том, как поддерживать физическое и психическое благополучие.

Соблюдая их, человек обнаруживает новые духовные аспекты.

Начальные четыре этапа – это развитие характера у занимающегося, приобретение им управления своим телом. После такой интенсивной подготовки ученик получает понимание своих эмоций и способен достичь высшего уровня сознания.

Первая ступень – яма — это этические стандарты, которые регулируют отношения с окружающими. Они воспитывают мораль и целостность. Выделяют 5 ям:

  • Апариграха (отрицание стяжательства);
  • Брахмачарья (название переводится как «воздержание»);
  • Астейя (запрет на воровство);
  • Сатья (стремление к правдивости);
  • Ахимса (отрицание насилия).

Следующий уровень аштанга йоги – нияма – уделяет значительное внимание самодисциплине и духовной практике в целом. Она рекомендует регулярно посещать святые места, заниматься медитацией и проводить время в созерцательных прогулках. Существует пять ниям: Ишвара Пранидхана, что переводится как «передача на божью волю», Свадхьяя, которая посвящена изучению своей природы и священных текстов, Тапас, поощряющая религиозное стремление, Самтоша, трактуемая как удовлетворенность, Шауча – это чистота.

От ниямы практикующие переходят к асанам. Асаны представляют собой статические позы йоги, способствующие физическому здоровью, увеличению выносливости и дисциплины человека.

Асаны развивают навыки концентрации.

Четвертая ступень – это пранаяма. В ней особое внимание уделяется управлению дыханием. Она включает в себя набор дыхательных методов, которые позволяют гармонизировать тело и эмоции, способствуют обновлению организма и увеличивают продолжительность жизни. Пранаяма используется как элемент занятия, так и в качестве самостоятельной практики.

Пятая стадия аштанга йоги – пратьяхара. Ее задача – изоляция чувств от окружающего мира. Practик, стремящийся к освоению, должен направить сознание внутрь себя и, что еще более сложно, удерживать эту концентрацию, не поддаваясь внешним раздражителям. Эта стадия способствует переосмыслению внутренних установок и трансформации жизни.

Шестая ступень – дхарана – это ступень концентрации. На этом этапе учение способно преодолеть собственное сознание и отстраниться от внешнего мира. Для этого необходимо освоить умение замедлять мысли и фокусироваться на ментальном объекте.

Дхьяна представляет собой седьмую ступень аштанга-йоги. Это постоянный поток сосредоточения, медитативное состояние. Если на предыдущей ступени практикующий сосредотачивал свое внимание на конкретном объекте, то во время дхьяны он не акцентирует внутренний взор ни на чем. Его ум находится в спокойном и мирном состоянии и прекращает порождать новые мысли.

Самадхи – завершающий уровень направления. Его также называют этапом б

Серии аштанга йоги

Асаны аштанга йоги представляют собой уникальную последовательность, делящуюся на 3 серии в зависимости от воздействия на организм. Первая серия, начальная — чикитса. Асаны этой серии помогают оптимизировать функции тела и избавляют его от болезней и лишнего веса. Вторая серия, промежуточная — нади-шодхана — необходима для восстановления нормальной работы нервной системы. Третья серия, продвинутая — стхира-бхага. С ее помощью достигаются внешняя и внутренняя сила и гармония. Она требует значительной силы и гибкости, контроля дыхания и бандх.

Каждая серия должна проводиться последовательно и с вниманием.

Для некоторых, практикующих аштанга йогу, этот подход становится Курсом на всю жизнь. Другие же используют интенсивные тренировки для сброса веса, развития физических возможностей и повышения уровня подготовки. В любом случае и начинающие, и практикующие на среднем уровне смогут найти серию книг с пошаговыми руководствами для самостоятельного освоения, а также другую литературу с рекомендациями. В интернете доступны изображения с полным набором упражнений или можно посмотреть детальный урок. Новичкам в йоге рекомендуется записаться в занятия, чтобы изучать аштанга йогу под руководством опытного инструктора.

Лечение варикоза современными методами
Добавить комментарий